Школы и ветви Джйотиш

Ведическая астрология Джйотиш зародилась много тысяч лет. Изначально знания этой науки передавались устно от учителя к ученику, а с 3 века до н.э. появляются письменные упоминания о ней.

Астрология является частью Вед – джйотиш-веданга. Веды имеют 6 ветвей: Джйотиша, Кальпа, Нирукта, Шикша, Вьякарана, Чхандас. Джйотиш — это глаза Вед.

На протяжении тысячелетий ни одно важное событие в Индии не обходилось без консультации астролога. Новорожденному составлялся гороскоп, исходя из которого определялись наиболее важные вехи его жизни, строилась система питания, назначалось лечение во время болезни, определялось его предназначение в этом воплощении и планировалась его дальнейшая судьба.

В последние годы все большее количество людей доверяет ведическому гороскопу, предпочитая его традиционному западному.

ВЕТВИ (РАЗДЕЛЫ) ДЖЙОТИША

Первоначально джйотиш-веданга предназначалась для выявления и предсказания периодически повторяющихся астрономических явлений (затмений, равноденствий и т.п.). В последствие наблюдения закреплялись в виде рациональных принципов и со временем видоизменялись.

Древняя наука астрологии разделена на три Скандхи (части, разделы) или шесть Анг (ветви, члены):

Анги Скандхи Значения
Ганита Ганита

 

Ганита — это математическая астрономия и математическая астрология.
Гола Гола работает с планетарными системами, их природой, особенностями и особенностями и вкратце со сферической астрономией.
Джатака Хора

 

Джатака имеет дело с предсказаниями на основе гороскопа рождения и восходящего знака.
Прашна Прашна имеет дело с предсказаниями на основе времени и гороскопа вопроса.
Мухурта Мухурта имеет дело с подбором благоприятного времени для начала религиозных, духовных или материальных начинаний.
Нимитта Самхита Нимиттта принимает во внимание истолкование знамений, предзнаменование, которое появляется в определенный момент времени и подразумевает определенные предсказания или подсказки

 

Астрономические и астрологические вычисления (Ганита)

Целью Ганиты являлись наблюдения и вычисления, необходимые для гороскопов. Эти данные находили применение и в составлении календарей, отсчете времен года, предсказании затмений, циклов Луны и планет, определении точного времени восхода и захода звезд, и решения других подобных вопросов.

Так как у тогдашних ученых не было столь точных инструментов и вычислительной техники, как те, что находятся на вооружении у современных астрологов, большинство джйотиши в прошлом были вынуждены в совершенстве владеть и математикой, и сферической астрономией для того, чтобы получать необходимые им данные. Джйотиши прошлого крайне серьезно относились к процессам вычисления. Известный индийский астроном, математик и астролог авторитет в этой области Варахамихира провозглашал, что «ошибка в ганите представляет собой столь же тяжкое прегрешение, как убийство брахмана».

Наблюдательная астрономия (Гола)

Внимание джйотиша сосредоточено на наблюдении девяти «планет»: Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна, Раху и Кету. С научной точки зрения термин «планеты» здесь применен неправильно, так как, строго говоря, только пять из этих девяти небесных объектов современная наука называет планетами. Остальные же четыре: Солнце — звезда, Луна — спутник Земли, Раху и Кету — вообще не имеют физического существования. Раху представляет собой северное пересечение (Северный узел), а Кету — южное пересечение (Южный узел) плоскости лунной орбиты, то есть плоскости, в которой Луна вращается вокруг Земли, с плоскостью эклиптики. Эти две орбитальные плоскости пересекаются между собой потому, что плоскость орбиты Луны наклонена по отношению к плоскости эклиптики приблизительно на пять градусов. Две точки пересечения этих орбит, или два так называемых лунных узла, Раху и Кету, — с давних времен известны как точки, где происходят солнечные и лунные затмения.

Некоторые современные астрологи, замечая, что в последнее время наука открыла еще три планеты, сверх названных девяти, и множество астероидов, утверждают, что джйотиш в некоторой степени неполон и мог бы быть усовершенствован путем включения в его состав этих новых небесных объектов. Однако, заметим, далеко не простым совпадением является тот факт, что количество планет, используемых в джйотише, одновременно является количеством однозначных чисел в нашей десятичной системе счисления, родина которой — Индия. Джйотиш не нуждается в большем числе объектов, чем эти девять планет, для описания действительности, потому что, как мы с вами увидим, девять планет — нечто большее, чем просто некие материальные объекты. Те, кто пытается добавлять к джйотишу новые планеты, поступают так только лишь потому, что они все еще не познали его сердце.

Натальная астрология (Джатака)

Это направление джйотиша изучает связь положений планет, наблюдаемых во время рождения индивидуума в той местности, где он появился на свет, с различными событиями в жизни этого человека и носит название астрологии рождения, или натальной астрологии, у европейских астрологов и джатака, или джанма, — на санскрите. Собственно говоря, это и есть то, что чаще всего понимают под словом «астрология».

Хорарная астрология (Прашна)

Хорарная астрология исследует то, как соотносятся особенности расположения планет в момент задания вопроса с содержанием ответа на данный вопрос. Почти на любой вопрос можно ответить путем составления гороскопа, рассчитанного на то время, когда был задан вопрос, или каким-либо другим из множества способов, учитывая, к примеру, фонетический состав слогов, произнесенных вопрошающим, части тела, к которым вопрошающий в этот момент прикасался, ориентацию его тела в пространстве в момент задания вопроса, или же на основе случайно названного им числа, если таковое ему было предложено назвать.

Элективная астрология (Мухурта)

Джиотиш почитался как «зеница Веды» — в частности, потому, что с ее помощью наши древние предки могли «увидеть» тот астрономический момент, в который следует исполнять религиозные и социальные ритуалы. Давно известно, что результаты наших действий зависят от конфигурации планет в то время, когда они были совершены, причем особенно важен момент, на который пришлось начало действия. Было очень важно уметь заранее оценить результативность действий, предпринятых в тот или иной момент. Должно быть, именно это и сделало мухурту (одна мухурта изначально обозначала интервал времени в 48 минут), она же элективная астрология, или астрология выбора, первым систематически развиваемым разделом джйотиша.

Интерпретация знамений (нимитта)

Читать предзнаменования означает читать Книгу Природы — книгу, написанную на языке событий. Тексты «Самхита скандхи» посвящены, главным образом, интерпретации таких нециклических знамений, как полеты птиц, особые знаки, увиденные и услышанные в пути, горение ламповых фитилей и появление в небе метеоров. Среди бессчетного множества природных знамений лишь знаки астрономического характера являются предсказуемыми.

Глубокое понимание и интерпретация предзнаменований требуют высочайшего развития интуиции. Развить такие способности практически невозможно без прямых наставлений от квалифицированного толкователя знамений, что и делает нимитту более других ветвей джйотиша зависимой от устной традиции.

 

ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЖЙОТИША

Существуют пять главных школ, или направлений, джйотиша, каждая из которых несет свои характерные отличительные особенности, хотя все они неоднократно подвергались, образно говоря, «перекрестному опылению» во все века своего существования. Каждое из направлений связано с каким-либо одним полумифическим или реальным историческим лицом — своим основателем, тем, кто сочинил главный трактат, легший в его основу (либо, как это нередко бывает, данному лицу просто приписывается авторство этого классического произведения). В дальнейшем каждый из основополагающих трудов был обогащен и дополнен комментариями последователей-посвященных. Moлодых джйотиши в Индии ныне, как и прежде, учат величайшей почтительности по отношению к классическим авторам, по чьим текстам они учатся. При этом не подлежит никакому сомнению, что и сами прославленные авторы в свое время с таким же точно благоговением внимали своим собственным учителям. Именно эту важную мысль Махариши (Великий Мудрец) Парашара, предполагаемый автор книги «Брихат Парашара хора шастра», почитаемый многими последователями как отец джйотиша, выносит в заключение вышеупомянутого труда:

Передача традиции джйотиша началась с тех самых времен, когда живые истины джйотир-видьи оказались воплощенными в сознании Провидца; далее эти истины передавались от поколения к поколению, теми сынами человеческими, джйотиши, кто обладает джйотир-видьей, — теми, кто видит Свет. Такой человек, Видящий, который опирается одной ногой на небеса, а другой на Землю, помогает сохранять связь между сокровенным знанием людей и его священными корнями, и те из них, у кого есть ученики, готовят их стать вместилищами джйотир-видьи, которую они смогут передать далее, своим ученикам, не опасаясь, что связи будут утрачены. Все добропорядочные джйотиши воспринимают себя как хранителей своей священной «родословной» и боготворят всех тех, кто был до них.

Главные направления джйотиша таковы:

— нади-джйотиш;

— парашари-джйотиш;

— джаймини-джйотиш;

— тантра-джйотиш;

— таджика-джйотиш.

 

Нади-джйотиш

Никто не знает, как давно возник нади-джйотиш. Как гласит легенда, индийские риши стали настолько искушенными в джйотише, что стали способны заранее составлять гороскопы людей, еще не явившихся на свет, и предсказывать основные события их жизни. Когда такие «предугаданные» карты рождения заполонили Индию, боги, встревоженные столь дерзким вызовом их всеведению, ниспослали на землю великий огонь, уничтоживший большую часть таких гороскопов. Немногие уцелевшие фрагменты нади, спасенные от огня, передавались от родителей к детям в некоторых семьях индийских астрологов, ставших, таким образом, хранителями традиции.

Принято считать, что каждое собрание нади содержит гороскопы только тех лиц, которым суждено когда-либо в будущем обратиться за консультацией именно к данному собранию. Наш собственный опыт показывает, что это действительно так. Полный текст нади, согласно требованию традиции, состоит из четырех частей: первая, известная как бхава пхала, имеет дело с такими вопросами, как карьера, брак, дети, здоровье и финансы. Вторая, йога кханда, дает точные предсказания насчет политических, социальных или научных достижений данного лица, основанные на особых сочетаниях планет, имеющихся в гороскопе. Третья часть, карма кханда, выявляет особые обстоятельства предыдущей жизни (по большей части дурные поступки или преступления), создающие трудности в данном существовании. Последний раздел, шанти кханда, предписывает меры коррекции, способные смягчить или полностью устранить нежелательные последствия от проступков, совершенных в прошлых жизнях. Так как искусство чтения нади до сих пор остается тайной, которая ревностно оберегается наследственными хранителями этой традиции, нетрудно понять, что нади крайне неохотно выдают свои правила посторонним, пытающимся подвергнуть их изучению. Отметим здесь один любопытный факт: предсказания нади часто оказываются поразительно точными там, где дело касается прошлого какого-либо субъекта, между тем как предсказания будущего редко совпадают в деталях, хотя в целом и они обычно оказываются верны.

 

Парашари-джйотиш

Термин «парашари» относится к традиции джйотиша, изложенной Парашарой в его прославленном труде «Брихат Парашара хора». В его нынешнем виде этот трактат состоит из 97 глав и более чем 2000 стихов, посвященных натальной астрологии. Другие известные классические работы, такие как «Саравали», «Джатака Париджата» и «Пхаладипика», представляют собой дальнейшее развитие данной системы. Парашари, собственно, и есть то направление джйотиша, которое сегодня имеет наиболее массовое распространение. Настоящая книга в основном посвящена интерпретации натальных гороскопов в традициях парашари.

Мы не знаем, когда парашари-джйотиш обрел свою современную форму, так же как не знаем и того, что именно в данном учении было провозглашено самим риши Парашарой, а что добавлено учеными комментаторами и последователями. Теперь также невозможно установить, были ли основы парашари-джйотиш сформированы раньше или позже того времени, когда жил знаменитый астролог Варахамихира, служивший, согласно одной из версий, при дворе императора Чандрагупты II, правившего, как предполагают, в IV веке нашей эры и бывшего величайшим покровителем науки и искусства. Варахамихира, высокочтимый за свою эрудицию, мудрость и верные предсказания, оставил обширное письменное наследие, затрагивающее все существенные стороны джйотиша. Из шести его главных трудов наиболее известны и широко изучаются в наши дни «Брихад-джатака», посвященная астрологии рождения или натальной астрологии, и «Брихат-самхита», сосредоточенная в основном на различных видах предсказания.

Не зная о том, предшествовала ли наша обычная система, приписываемая Парашаре, системе Варахамихиры или, напротив, следовала за ней, мы не можем определить, в какой мере один из этих двух потоков информации повлиял на другой; но ясно одно: традиция Варахамихиры не является независимой от традиции парашари. Так или иначе, Варахамихира и по сей день глубоко почитается как автор наиболее известных трудов по джйотишу, составленных не провидцем, а просто знающим человеком, крупным ученым в данной области знания.

 

Джаймини-джйотиш

Махариши Джаймини, величайший провидец ведических времен, почитается как автор «Джаймини-сутр», произведения, легшего в основу этой системы. В наши дни лишь небольшой процент джйотиши в Индии придерживаются традиций джаймини, хотя этому по-своему притягательному стилю интерпретации и ныне воздают должное многие из нас, те, кто, сознательно или бессознательно, применяет в своей работе некоторые из его правил в дополнение к основным позициям парашари-джйотиша. Хотя некоторые основы джаймини-джйотиша были, судя по всему, заимствованы из системы парашари, все же джаймини-джйотиш видоизменил их настолько, что в конечном счете они оказались мало похожими на ту систему, которая, скорее всего, послужила источником их возникновения. Кроме того, в джаймини-джйотише есть множество таких принципов истолкования, которых вы не найдете нигде в работах Парашары.

Вполне возможно, что некий истолкователь, проделав колоссальную работу по созданию системы джаймини-джйотиш, выведенной им из системы Парашары как основного источника, затем приписал имя Джаймини Махариши к своему произведению. В Индии в старые времена нередко случалось так, что авторы оригинальных трудов либо позднейшие их истолкователи приписывали авторство тем или иным известным лицам, историческим или мифическим, с тем чтобы труды эти были гарантированно благосклонно приняты другими учеными. Так, например, известно, что астролог Калидаса, написавший астрологический текст под названием «Уттара Каламрита», это совсем не тот знаменитый поэт и драматург Калидаса, прославивший себя как автор величайших литературных произведений в истории Индии, — и тем не менее, многие до сих пор тешат себя надеждой, что, может быть, все же эти два Калидасы могли бы быть одним и тем же человеком?..

Могло случиться и так, что вдохновение Джаймини и в самом деле высекло первую искру джаймини-джйотиш, произвело ту первую зародышевую клетку, что позже была оплодотворена гением Парашары для того, чтобы встать на свой собственный путь развития. Могло быть даже и так, что последователь парашари выделил из джаймини-джйотиша те немногие главы, в которых учения парашари и джаймини совпадают, и включил их в «Брихат Парашара хору», так, будто бы они были там с самого начала. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как это было в действительности.

 

Тантра-джйотиш

Если мы говорили о том, что происхождение систем парашари и джаймини неясно, то корни тантрической ветви джйотиша и вовсе неизвестны. Собственно говоря, ни тантра-джйотиш, ни даже тантра, от которой он родился, не имеют даже точного определения. Тантра, как и аюрведа, считается ответвлением Атхарваведы, четвертой по счету из четырех Вед; но ни у кого еще так и не появилось ясного представления о том, откуда же взялась Атхарваведа, сборник гимнов, полный оккультных песнопений и заклинаний. В контексте астрологии слова «тантра» и «тантрический» подразумевают мистическое и интуитивное отношение к джйотишу. Тантра требует «жертвенных обрядов», и тот, кто исповедует тантра-джйотиш, обычно бывает склонен полагаться на информацию, полученную «изнутри», скорее, чем на собранную из внешних источников, и поражает всех невероятно точными выводами, добытыми с помощью магических приемов.

К числу этих приемов относятся, в ряду прочих, наблюдение и истолкование различных знаков, анализ особенностей дыхания джйотиши в то время, когда был задан вопрос, интерпретация особенностей речи и движений клиента; в этой традиции поощряются все виды как спонтанных, так и намеренно спровоцированных видений; ясновидение и яснослышание, астральные путешествия; находит применение информация, полученная от эфирных существ; используются различные вещества и особые приемы для стимуляции таких паранормальных (парапсихичес-ких) явлений, как воздействие на объекты или людей с помощью заклинаний, «чтение» их прошлых жизней, чудесное исцеление или обогащение с помощью сверхъестественных сил; наконец, активно используются духовные практики, направленные на подчинение природных сил прямому контролю личности.

Многие магические системы во всем мире используют методы подобного рода, но мало кто при чтении прошлых жизней или использовании методов направленного транса (trance channeling) практикуют тантра-джйотиш. Ибо в данном случае тантрические методы и приемы непосредственно встраиваются в структуру джйотиша, что позволяет сфокусировать их и усилить, придать им новую направленность. Именно это особое взаимодействие методов, их взаимное переплетение приводит к созданию новой невероятно мощной структуры, придавая астрологическую направленность тому набору шаманских методов, каковым, в сущности, и является тантрический джиотиш.

Возьмем такой пример. Всякие особые знаки, или знамения, могут интерпретироваться различными способами. Для джйотиша всегда характерно истолковывать их в понятиях времени (когда данное особое событие произошло) и места (где оно наблюдалось). Это значит, что если знамение наблюдалось с западной стороны неба или земли, то оно, скорее всего, сразу же натолкнет джйотиши на мысль о Сатурне, планете, управляющей западом, и он истолкует данное явление исходя из действия Сатурна применительно к рассматриваемому вопросу.

Еще один пример: во многих культурах известны способы устанавливать контроль над некоторыми видами духовных сущностей; но по большей части это делается случайным, беспорядочным образом, и люди частенько сами не осознают, какой, собственно, вид духа они вызвали. Так вот, джиотиш, основываясь на анализе гороскопа, способен определить, может ли данный конкретный человек преуспеть в таком деле, и если да, то какого рода духов он будет способен вызвать, а заодно и дать ему совет — в какой момент времени следует начать ритуал призывания, чтобы получить желаемый результат.

 

Таджика-джйотиш

Поскольку Нилакантха Дайваджня был первым известным представителем этой школы джйотиша, она имеет и другое общепринятое название — нилакантха-таджика. Школа эта возникла сравнительно недавно (Нилакантха датирует свою книгу 1587 годом нашей эры), и многое указывает на ее арабское происхождение (само слово «таджика» на санскрите означает «арабский»). Эта разновидность джйотиша зачастую представляется более близкой западному астрологу, чем все остальные, так как арабские методы оказали заметное влияние и на западную астрологию. К примеру, использование точных аспектов, особенно секстиля, квадратуры, трина и оппозиции, присущи этой системе в той же мере, как и птолемеевской астрологии — главнейшему источнику астрологии Запада.

Вероятно, наиболее значительным вкладом направления таджика по отношению к другим школам джйотиша можно считать метод «солнечного возвращения», который индийские джйотиши называют «варшапхала» («итог года»). Хотя варшапхала и не является частью традиции парашари, когда-нибудь положение может измениться, если этот метод пустит свои корни в джйотир-видью достаточно глубоко.

Харт Дефау, Роберт Свобода –

Джиотиш: Введение в индийскую астрологию

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − восемь =